Нечитайлов М.В.
Одетые в униформу (т.
е. носящие ливреи) войска были обычным делом для Англии еще до начала Столетней войны. В 1283 г. весь гарнизон замка Долвидделан (Уэльс) был одет полностью в белое, и норфолкские ополченцы (для службы в Гаскони) в 1295 г. получали все “белые котты” (blaunchecotes) по 3 шиллинга за штуку. Почему был изначально выбран именно белый цвет для курток, трудно понять, и ни один историк не вдается в разъяснения. Впрочем, можно выдвинуть две версии. Во-первых, красный крест на белом фоне был “ливреей” Святого Георгия, с этого времени божественного покровителя Британии (и ливрея английских королей 1272-1327 гг. было красно-белой). Однако, хотя известно об употреблении этого креста уже с 1270-1280-х гг. (см. ниже), нет никаких данных о ношении красного креста на белых куртках (появившихся при Эдуарде I) до времен Эдуарда III. Поэтому, возможно, что белый цвет связан с тем, что первоначально данные куртки служили мягким защитным вооружением, стеганками. Но и здесь известно, что, когда при Эдуарде II города выставляли тяжеловооруженную пехоту для войн с Шотландией, им иногда приказывали одеть свои контингенты в стеганки и униформу. Поэтому, до появления новых данных, происхождение главного колера английской униформы (при Тюдорах к нему добавился зеленый цвет) до 1645 г. остается загадкой.Однообразно одеты были тяжеловооруженные пехотинцы-ополченцы графств (не в акетоны!) в 1322 г., контингент с земель королевы Изабеллы в Холдернессе (200 человек) в 1327 г., военные инженеры в 1333 г. Отряд из 60 саперов (для осады Кале, 1347 г.) получил однообразные холщовые рубахи и шерстяные капюшоны.
Уже в 1334 г. 100 латников из Лондона и их конюхи получили ливрею от города: закуплено было 14 кусков сукна им на платье и “зеленые капюшоны”. Также 100 пехотинцам из города выдали одежду (для чего покупали 8 кусков ткани и оплатили шитье одежды из них). И 600 лучников-лондонцев, сопровождавшие сэра Томаса Утреда в 1335 г., тоже были одеты в “одежду одного вида”. Описание такой одежды дают счета 133
8 г. на оплату расходов города Лондона, выставившего королю во Францию 40 латников и 60 лучников. Это рубрики “За покупку 346 ? локтей [15592,5 дюйма] красного и зеленого сукна, на платье [так иногда называли и ливреи]”, “За покупку 70 локтей [3150 дюймов] попоны на их капюшоны”, “За шитье такого платья и капюшонов”. По случаю коронации Генриха VI во Франции олдермены были “в платье алого цвета с капюшонами багрового цвета и вся община города оделась в белое платье и алые капюшоны, с различными эмблемами, вышитыми на рукавах”. “Ливрейные компании” Лондона (XV в.) носили однообразное платье (желто-алое для кожевников, оливково-зеленого и оливково-коричневого цветов для булочников и т.д.), но подобная эмблематически определенная одежда надевалась лишь для каких-либо торжеств, а не в повседневной жизни. Валлийские солдаты впервые униформу (“однообразно одеты”) получают в 1337 г. Не позже 1346 г. копейщики и лучники из Уэльса, Чешира и Флинта начинают одеваться в зеленый и белый цвета, и позднее эти краски станут национальными цветами Уэльса. Так, 14 сентября 1346 г. мастер Джон де Брюнем, клерк Эдуарда, принца Уэльского, получил приказ закупить зеленое и белое сукно на куртку (“куртпи” - вероятно, укороченная туника) и капюшон (“шаперон”; иногда это слово ошибочно переводят как “шляпа”) для каждого из валлийских лучников из Флинта на службе его господина. Обе одежды должны были быть наполовину зелеными (справа) и наполовину белыми (слева). Четверо французских волынщиков Черного Принца носили одежду из “полосатого” сукна вместе с кольчугами (на двух) и шапель-де-фер (на одном) в 1355 г. Но вся его прочая пехота в шевоше 1355 г. и при Пуатье была одета именно в зелено-белую униформу. Любопытно, что рота лучников из Ллантрисанта (Южный Уэльс) воевала во Франции с принцем Уэльским и была известна как “Черное войско Ллантрисанта”. Означает ли это, что они носили ливрею Черного Принца? При Креси валлийцы носили эмблему в виде лука-порея (или само растение?), символ Уэльса. В поэме, описывающей военную свиту валлийского магната Горонви ап Тюдора (ум.1382) во Франции, есть слова “в день торжества яркий и пестрый наряд их покрыл все вокруг, и все сделалось ослепительно зеленым”. Очевидно, речь идет о зеленой ливрее воинов Горонви.В 1434/5 году Генрих
VI раздал своим придворным ливреи, которые были преимущественно зеленые летом, но его высшие чиновники носили багровые, кроваво-красные и фиолетовые цвета. “Сержанты при оружии” короля носили багровое и “доброе полосатое солсберийское сукно”. Многие из придворных слуг рангом пониже оделись тогда в смесь серо-голубого и полосатого сукна. “… Также, чтобы он получил мое лучшее платье из королевской ливреи (gowen of юe kynges liuere), что находится дома в моем доме”, - из завещания Стивена Томаса из Ли, умершего во время осады Руана, 1417-1418 гг.Эдуард
III носил сюрко или цветов своей ливреи (хотя его отец и дед применяли ливрейные цвета красный и белый), или гербовое (как на его VI Большой печати, 1340-1372 гг.), но Генрих V надевал в бою сюрко с гербом. Свиты магнатов носили ливреи своих сюзеренов с XIII в., а придворные эмблемы (значки, “бэджи”) использовались вассалами некоторых лордов с начала XIV столетия. Общественное мнение признавало такое право за магнатами. Лорд был обязан давать ливрею находящимся под его протекцией лицам. Робин Гуд в балладах одевает свою дружину в алые или зеленые ливреи, не имея на то права (одно из его “добрых” преступлений). Сам король в “Жесте о Робине Гуде” покупает 33 ярда (более 30 метров) зеленого сукна у Робина, чтобы одеть своих людей.Любопытно, что еще в
XV веке слова ливрея и эмблема были нередко синонимами – хронист упоминает при Барнете (1471 г.) “ливрею короля Эдуарда, солнце с лучами”. И Адам из Уска называет эмблему, оленя, “ливреей короля Ричарда [II]”.В источниках ливреи часто описываются как из фона одного цвета и с вышитым изображением (бэджем владельца) другого цвета, или же состоящие из вертикальных полос в стиле триколора (ливрея Перси). Некоторые исследователи полагают, что ливреи могли еще делиться на 4 равные части – две первого цвета, две – второго, и такие образцы носят члены современных военно-исторических ассоциаций. Но наиболее распространенным вариантом расцветки ливреи, несомненно, был “
per pale”. Т.е., скажем, при синем и белом цветах – одна половина куртки синяя, вторая – белая. По мнению некоторых авторов, данный тип ливреи не находит подтверждения в современных источниках. Однако, в начале июня 1469 г. Джон Пастон II в письме брату писал о том, что король скоро посетит г. Норфолк в сопровождении Джона Моубрея, герцога Норфолка. “У него [герцога] будет 200 [воинов] в ливрее синей и оранжевой (tawnye), и синей на левой стороне, и оба темных оттенков”.В поэме времен Ричарда
II его магнаты фигурируют под именами их эмблем юe Swan, юe horse и юe Bear – Лебедь (Томас Вудсток, герцог Глостер, ум.1397), Конь (Ричард Фицалан, граф Арундел, казнен в 1397 г.; его сын Томас именуется “Жеребенком”) и Медведь (Томас Бошан, граф Уорвик; его бэдж – черный медведь). Интересно, что и в прозаическом предисловии к Cronica tripertita Джона Гауэра встречаются те же прозвища (“обычно называли”) этих трех магнатов. Генри Болингброк, будущий Генрих IV, именуется Орел, Сокол, или “Добрая борзая” (в том числе “из-за его ливреи из объединенных воротников из борзых”, по словам Адама из Уска). Символика самого Ричарда – белый олень-самец, и верные сердца, люди Ричарда, в поэме “олени”. В другой анонимной поэме тех лет сэр Джон Бюши (или Бюсси), фаворит Ричарда, получает прозвище “куст” (busch).Статут 1390 г. запретил давать ливрею слуге, “называемому йомен-лучник” либо иному человеку ниже званию эсквайра, “если он не является семейным слугой, живущим в доме”. В 1399 г. повелено никому не “использовать или давать какую-либо ливрею или знак роты”. В 1468 г. подтверждены все статуты и ордонансы, направленные против практики предоставления или получения ливрей и эмблем. Но все эти указы ежедневно нарушало огромное количество людей, что признавалось и в самом законодательстве. Йомены и дружинники и получали, и сами жаловали ливреи, жалованье и даже гербы. Уже Жан ле Бель отмечал, что “беднейший вассал ныне так же хорошо и элегантно вооружен, как и благородный рыцарь”. Ричард
II, ограничивавший практику ливрей и эмблем, сам завел гвардию лучников в тех же ливреях и эмблемах. Несомненно, практике распространения ливрей способствовало и состояние войны, когда лорд, отправляя свой отряд в поход, желал, чтобы его можно было опознать издали по одежде.Ливрейные цвета Оксфордов красный и желтый, Богунов, графов Уэссекс, синий и белый, Перси, графов Нортумберлендов, оранжевый, желтый и красно-коричневый (хотя были и исключения). В завещании эсквайра Джона Винтера (ум.1445) упомянуто “
a lyned gowne of russet of my maistre Fastolf liuerey” (Винтер значится как “покойный мой слуга” в духовной Фастольфа) - к сожалению, не указана расцветка (russet – дешевое сукно, как правило, серое или коричневое). С другой стороны, если допустить, что здесь речь идет все-таки о russet как о цвете, тогда ливрея знаменитого Джона Фастольфа была красно-коричневая.В 1450 г. повелено, чтобы “каждый лорд с его свитой” носил “пояс” (
bendys – геральдическая диагональная полоса или лента на одежде; здесь: шарф через плечо) поверх лат так, ибо “каждый лорд должен отличаться от другого”. Однако, непонятно, с чем связан этот приказ, хотя возможно, имеется в виду, что все носят белую куртку с красным крестом, поэтому и понадобились шарфы для различия свит магнатов.Как средство идентификации и знак верности лорду (чеширские лучники Генри Перси “Хотспера” при Шрусбери в 1403 г. носили на одежде эмблему в виде белого оленя – символ Ричарда
II, свергнутого Генрихом IV) бэджи распространяются с середины века и до начала века XVI-го не знают себе равных по популярности. То был век, по словам М. Кина, “когда ливреи и личные эмблемы были в повседневном употреблении”, “century of unbridled livery”. Бэджи иногда носились на “рукаве” или левом плече, но, как правило, нашивались на грудь и спину ливреи. Так, в 1415 г. Генрих V вручал патент на капитанство в Кале Ричарду Уорвику, которого сопровождали его многочисленные вассалы в красных куртках с белым зазубренным посохом спереди и сзади.В 1439 г. лучники сэра Джеймса Скидмора, нанятые графом Ормондом для экспедиции Ричарда, герцога Йоркского во Францию, получили от герцога каждый пончообразный “хук” (или “хеук”). Однако, несмотря на однообразие в цветах, покрой ливрей, очевидно, варьировался от одного солдата к другому, поскольку несколько документов упоминают, что воин получал обычно только материал от “работодателя” (одежда или сукно выдавались, как правило, дважды в год – на Рождество и Троицын день) и сам отвечал за шитье из него униформы. В завещании сэра Роджера Солвейна из Йорка, 1420 г., значится: “Также я желаю, чтобы Уильяму Тропмеллу, портному из Лондона, и Ханту, вышивальщику, оплатили их счета за изготовление моей ливреи (
a liuerey of myn)”.Первое упоминание о красном прямом
кресте Святого Георгия (со времен Эдуарда I – покровитель Англии) на белом фоне как национальном военном знаке отличия встречается в “Военных артикулах” Эдуарда III (середина XIV в.). Хотя пехота Эдуарда I носила нарукавные “ленты” с красным крестом Св. Георгия еще в валлийских войнах и белые куртки в шотландских кампаниях. Известно, что при Креси французские рыцари устроили избиение стоявших у них на дороге своих же генуэзских арбалетчиков. Самой распространенной эмблемой генуэзцев был красный крест, иногда на белом фоне. Поэтому не исключено, что эта бойня усугубилась не высокомерием дворян, а тем, что в пылу битвы французы просто перепутали своих арбалетчиков с англичанами из-за сходной эмблемы.Согласно хронике Джеффри ле Бейкера, в ходе кампании Черного Принца 1355 г. весной “было обнародовано воззвание ко всей армии, что каждый должен нести герб Святого Георгия”. Позднее, по случаю экспедиции в Шотландию (1385 г.), ордонанс Ричарда
II установил, что “всякий и каждый, какого бы он ни был положения, состояния или нации, при условии, что он будет на нашей стороне, будет нести большой знак из герба Св. Георгия впереди и другой (знак) позади”. Ко времени Азенкура Генрих V приказал, чтобы “всякий человек, любого состояния и положения, будущий на нашей стороне, нес ленту Святого Георгия достаточной ширины” на одежде (спереди и сзади). Согласно действовавшим законам, смертная казнь ждала любого вражеского воина, пойманного носящим Георгиевский крест. Генрих V ужесточил правила. По его указу, убийство одним англичанином другого англичанина во время войны не считалось преступлением, если последний не имел креста на одежде или доспехе. В 1416 г. Генрих приказал всем нормандцам носить крест Св. Георгия, в знак подчинения. “Хроника Бертрана Дюгеклена” сообщает, что, убив английского рыцаря, Бертран захватил его доспехи, но снял с них “алый крест”, заменив его белым французским. Солсбери, спеша на выручку Кларенсу при Боже, заставил своих людей надеть белые кресты и убедил местных крестьян, что он француз (или, по другой версии, шотландец, что кажется более правдоподобным), пишет Жювеналь дез Юрсен.К концу Столетней войны большая часть английской пехоты носила поверх доспехов короткие белые куртки с красным крестом (во всю ширину и длину одежды) на груди и спине. Хотя французские манускрипты иногда изображают на англичанах и разноцветные камзолы (багровые, зеленые и т.д.), но тоже с красными (иногда с желтой каймой) крестами (хотя и поменьше). Однако на миниатюре одного из первых изданий хроник Фруассара показан такой же большой крест, как и в английских рукописях, но куртка, что интересно, явно цвета небеленого холста, а не белая. На одном изображении белая куртка (с крестом) длиной до пояса надета поверх более длинной бригандины. Миниатюра, изображающая герцога Орлеанского в плену, представляет и его стражников – белые куртки с узкой желтой каймой по всем краям одежды и с красными крестами на груди и спине. Другое изображение – лучник в белой куртке с разрезами пол по бокам (иногда и с шейным треугольным вырезом), с желтой каймой по отвернутым коротким рукавам и полам, с небольшим красным крестом.
Вероятно, обычно белая куртка одевалась и простыми воинами, и латниками поверх обычной одежды или ливреи магната, по крайней мере, на такую мысль наводят изображения того времени – безрукавные ливреи и рукава другого цвета.
Парадное одеяние
Рыцарей Подвязки (орден основан в 1348 г. и включал 25 членов) включало красную шапку и кафтан типа рясы с капюшоном и с меховой отделкой и подбоем. Цвет кафтана на современных миниатюрах белый, но в счетах Гардероба он указан как синий. И первое описание одежды кавалеров ордена сообщает о хламиде (мантии), верхней тунике (сюрко), тунике и капюшоне из синего сукна, “усыпанного подвязками”. Кафтан расшивали примерно 50 эмблемами ордена: темно-синяя подвязка в кружок, с золотой пряжкой и шпеньком. На подвязке вышит шелком и золотом девиз – “Hony soit qui mal y pense” (“Позор тому, кто плохо об этом подумает”). Настоящую подвязку носили на левой икре, и поверх лат тоже.Имя |
Цвет ливреи |
Основные изображения |
Ричард Фицалан I, граф Арундел (ум. 1376) | Синий и красный (по другим данным, красный и белый) | Серебряная лошадь бегущая |
Ричард Фицалан II, граф Арундел (ум. 1397) | Белый и красный | Серебряная лошадь бегущая |
Томас Фицалан, граф Арундел (ум. 1415) | Синий и красный | Зеленая ветвь дуба с золотыми плодами |
Ральф, лорд Бассет | Красный | Серебряная голова вепря отрезанная |
Джон Плантагенет,граф Кендал и герцог Бедфорд (1389-1435) | Белый и синий | Золотой пень |
сэр Джон Буршье (ум. 1400) | Черный и зеленый | Золотой узел буршье (рифовый узел); черное коромысло с двумя бурдюками на нем |
Генрих IV (1367-1413, правил с 1413), Генрих V (1387-1422, правил с 1413) и Генрих VI (1421-1471, правил с 1422) | Белый и синий | Генрих IV. Ослица; орел с
распростертыми крыльями; лисий хвост висячий;
полумесяцы; коронованные пантеры и орлы Генрих V. Серебряная антилопа с золотой цепью и короной на шее; серебряный лебедь с золотой цепью и короной-ошейником; маяк с красным пламенем. Генрих VI. Пятнистая идущая анфас пантера; белое и золотое страусиное перья скрещены; белая антилопа с цепью и ошейником золотыми |
Гемфри де Богун, граф Герефорд (ум. 1360) | Черный и красно-коричневый | Серебряный лебедь |
Гемфри Плантагенет герцог Глостер (1390-1447) | ? | Серебряная утка с золотой короной на шее и цепью |
Хью де Куртенэ, граф Девон | Желтый и красный | Серебряный вепрь |
Хью, лорд Диспенсер (ум.1349) | Красный(?) | Колечко наполовину золотое, наполовину серебряное |
сэр Уильям де ля Зауч | Черный и пурпурный | Золотой пень, или пень с ветками; серебряный орел расправляющий крылья; серебряная голова осла. |
Эдмунд Плантегенет, граф Кембридж и герцог Йорк (1341-1402) | Три полосы: белая, зеленая, и черная | Серебряное страусиное перо; серебряный сокол и золотые кандалы. В 1381г., похоже, серебряный сокол в алом поле |
Ричард Плантегенет, герцог Йорк (1411-1460) | Белый и синий, с вышитыми кандалами | Белый сокол с золотыми кандалами или без них; белый лев; черный дракон; черный бык с золотыми рогами и копытами; страусиное перо |
Томас Плантегенет герцог Кларенс (1388-1421) | Белый и синий | Черный бык идущий с золотыми рогами и копытами |
Джон, лорд Лайл Ружмонский (ум 1355) | Синий | Серебряный лежащий орел с золотой короной-ошейником и цепью; срезанная лилия |
Генри де Громон, герцог Ланкастер (ум. 1361) | Белый и синий | Красная роза; красная роза с золотой короной; лисий хвост; серебряное страусиное перо |
Роджер Мортимер, граф Марч (ум. 1398) | Красный и белый | Серебряный волк(?); серебряная роза |
Уильям де Богун, граф Нортгемптон (ум. 1360) | Черный и красный | ? |
Генри Перси, граф Нортумберленд | Три полосы: красно-коричневая,желтая и оранжевая | Серебряный полумесяц; серебряный лев стоящий |
Томас Моубрей, герцог Норфолк (ум. 1400) | Синий и оранжевый | Серебряный лебедь с золотой короной на шее |
Джон Моубрей, герцог Норфолк (ум. 1432) | Синий и оранжевый | Лев стоящий серебряный; серебряное страусиное перо и цепь |
Джон де Вер, граф Оксфорд (ум. 1360) | Оранжевый | Серебряная пятиконечная звезда; Лазурный вепрь; круглая серебряная бутыль |
Майкл, лорд Пойнингс | Красный | Серебряный бегущий единорог с золотыми рогом и копытами; ключ серебряный несущий корону, выемками в бородке ключа вниз |
Ричард II (1367-1400, правил в 1377-1399) | Белый и зеленый | Ветка дрока; солнце с лучами, выходящее из туч; белый олень лежащий с поднятой головой и с золотой цепью и короной на шее; серебряное страусиное перо |
сэр Джон Рус (ум. в 1421) | Красный(?) | Серебряное коромысло с двумя бурдюками |
Уильям Монтегю, граф Солсбери (ум. 1397) | Белый | Красный косуля-самец |
Джон Бофор, герцог Сомерсет (1403-1444) | Разделенный на равные белую, красную и зеленую полосы | Серебряное страусиное перо, ствол пера из ряда последовательно чередующихся серебряных и лазурных квадратов; золотая решетка крепостных ворот |
Ральф, лорд Стаффорд | Черный и красный | Золотой стаффордский узел |
Роберт де Уффорд,граф Суффолк (ум. 1369) | Черный | Золотые кандалы |
Вильям де ла Поль, герцог Суффолк (ум. 1450) | Синий и желтый | Серебряный лев; серебряная швартовная тумба с золотым кольцом; серебряный " обезьяний груз" с золотой цепью (отсюда его прозвище - Джек Нейпс) |
Ричард Бошан, лорд Уорвик (ум. 1439) | Красный | Серебряный зазубреный посох; серебряный медведь |
Роберт, лорд Феррерс | Белый и красный | Серебряная бегущая борзая с золотой короной на шее; синий женский чепец; золотая подкова |
Уильям Невил, лорд Фоконберг (1405-1463) | Белый и синий | Рыболовный крючок |
сэр Уолтер Хангерфорд (ум. 1449) | Красный и зеленый | Серебряный стоячий серп с золотой рукоятью |
Джон Тэлбот, граф Шрусбери (ум. 1453) | Алый и черный | Серебряная гончая (тэлбот) |
Эдуард III (1312-1377, правил с 1327) | Синий и красный | Золотые солнечные лучи сияющие сквозь белые облака; серебряное страусиное перо с золотым стволом; сокол; грифон; меч и три короны; пень |
Эдуард, принц Уэльский (Черный Принц) | Черный | Серебряное страусиное перо; три серебряных страусиных пера |
Генри Голланд, герцог Экзетер | ? | Маяк на холме (1449) |
сэр Томас Эрпингем (1357-1428) | ? |
Серебряный сокол с золотой короной |
©